Home » Парвиз Муллоджанов о кыргызско-таджикском пограничном споре
Глобальные новости Защита Национальная безопасность Политика Рекомендуемые Таджикистан

Парвиз Муллоджанов о кыргызско-таджикском пограничном споре

Reuter

Чем объясняется резкая эскалация насилия вдоль кыргызско-таджикской границы?

В середине сентября давний пограничный спор между Кыргызстаном и Таджикистаном перешел в новую фазу. Эскалация насилия, в результате которой по меньшей мере 100 человек погибли и тысячи стали вынужденными переселенцами, ознаменовала резкое ухудшение отношений между соответствующими правительствами, чему впоследствии способствовало избыток обвинительной риторики.

Хотя спор имеет исторические корни в приграничных районах, где большая часть международной границы между двумя государствами оставалась неурегулированной в течение 30 лет, современные факторы, от застопорившегося переговорного процесса до усиления милитаризации приграничной зоны, способствовали вспышке насилия в сентябре. Чтобы глубже погрузиться в конфликт и обдумать пути продвижения вперед, Кэтрин Путц из The Diplomat поговорила с Парвизом Муллоджоновым, политологом и историком, о неспокойной кыргызско-таджикской границе.

Значительная часть кыргызско-таджикской границы не очерчена и не демаркирована. Каковы основные препятствия на пути урегулирования границы на протяжении многих лет?

Ведь до настоящего времени, несмотря на постоянные усилия и регулярные вспышки насилия, демаркировано лишь около 60 процентов границы между Таджикистаном и Кыргызстаном. Одним из основных факторов, препятствующих процессу демаркации, являются глубокие разногласия между странами относительно принадлежности земельных участков и водных источников вдоль границы, особенно вокруг таджикского анклава Ворух. В целом разногласия можно условно разделить на три основных блока.

Во-первых, вопрос владения несколькими сотнями гектаров земельных участков, преимущественно пастбищ и фруктовых садов, расположенных в основном вокруг таджикского анклава Ворух. На протяжении веков обе местные общины – кочевые киргизы и оседлые таджикские земледельцы – совместно и относительно мирно использовали спорные земли на основе межобщинных соглашений и договоренностей. Однако оседлость и массовое переселение кочевого кыргызского населения в советский период изменили демографический состав и усилили конкуренцию за земельные и водные ресурсы.

Эффект удваивался явлением так называемых «демографических ножниц», которое описывается, когда значительный рост населения сопровождается сокращением посевных площадей. С одной стороны, в регионе произошел демографический взрыв, особенно на таджикской стороне границы; с другой, массивная и масштабная оросительная система, построенная в первые десятилетия существования Советского Союза, уже устарела и требовала основательного обновления как с точки зрения оборудования, так и технологии водопользования. Методы орошения по-прежнему основаны на плохо регулируемом и интенсивном поливе. Это вызывает значительный, ежегодно увеличивающийся подъем уровня грунтовых вод и, как следствие, засоление почв и дальнейшую деградацию земельных участков.

В 1940 г. средний размер обрабатываемых земель в районе составлял 0,6 га на душу населения; в 1989 году на душу населения приходилось всего 0,17 га. Это явление резко усилило конкуренцию за скудные водные и земельные ресурсы и, как следствие, усилило социальную напряженность и конфликтный потенциал в приграничных районах.

Источник : The Diplomat

Переводить

Темы