Home » Китай добивается расположения Центральной Азии, поскольку война на Украине ослабляет влияние России
Азия Китай Китай Новости Центральная Азия Эконом

Китай добивается расположения Центральной Азии, поскольку война на Украине ослабляет влияние России


Китайский лидер Си Цзиньпин на этой неделе расстелил красную ковровую дорожку для стран Центральной Азии, поскольку Пекин пытается расширить свое присутствие в регионе, который долгое время считался сферой влияния России.

Лидеры Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана собираются в центральном китайском городе Сиань на саммит, который начался в четверг.

По сообщениям китайских государственных СМИ, это первая личная встреча глав государств вместе с Китаем с тех пор, как они установили дипломатические отношения после распада Советского Союза, и происходит в то время, когда регион борется с цепным экономическим воздействием соседних стран. Война России на Украине.

Китай назвал встречу «первым крупным дипломатическим мероприятием», организованным им в этом году, и возможностью начертить «новый план» с расползающимся блоком постсоветских государств, которые находятся между его западными границами, Европой и Ближним Востоком.

Двухдневное мероприятие также является попыткой Пекина расширить свое влияние в Центральной Азии, где Россия, отвлеченная своим изнурительным и безуспешным вторжением в Украину, долгое время была доминирующим партнером среди великих держав.

«Наиболее важным контекстом этого саммита является война на Украине и неопределенность региона в отношении будущих обязательств, влияния и роли России в регионе», — сказал Юн Сун, директор Китайской программы аналитического центра Центра Стимсона в Вашингтоне.

«Центральная Азия всегда считалась задним двором России, и Китай расширяет свое влияние в регионе… и появились новые устремления и направления в отношениях между Китаем и Центральной Азией — возможности, которых не было или не было в прошлом», — сказала она.

В число лидеров визита входят президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Кыргызстана Садыр Жапаров, президент Таджикистана Эмомали Рахмон, президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, сообщил Китай.

Двухдневная встреча совпадает с началом саммита Большой семерки (G7) в Хиросиме, Япония, где, как ожидается, Соединенные Штаты, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Канада и Италия подтвердят свою солидарность против России.

Собрание в Сиане происходит на фоне того, что Китай стремится создать репутацию хранителя региональной стабильности, в том числе в попытке выступить в качестве посредника в урегулировании конфликта на Украине, даже несмотря на то, что Китай не подает признаков отказа от своего непоколебимого Кремля. галстуки.

Экономические приоритеты
Для Пекина государства Центральной Азии являются ключевыми потенциальными союзниками на таких форумах, как Организация Объединенных Наций, плодородной почвой для финансируемых Китаем железных дорог, трубопроводов и транспортных маршрутов к его границам или в направлении Европы, а также ключевым буфером против того, что он долгое время считал угрозами безопасности. из таких регионов, как Афганистан.

Си Цзиньпин представит прибывшим лидерам Центральной Азии «ряд предложений» по долгосрочному развитию отношений и подпишет соглашения, заявили на этой неделе китайские официальные лица.

Среди них, вероятно, будут новые обещания об экономическом сотрудничестве, которое сейчас более чем когда-либо необходимо региону, который ощущает на себе остроту российской войны.

«Война нарушила многие связи между Россией и Центральной Азией, особенно торговлю, особенно транспорт, транзит, инвестиции и миграцию», — сказал Азимжан Хитахунов, старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института в Алматы, Казахстан.

Он добавил, что «в настоящее время для Центральной Азии представляет большой интерес сотрудничество с Китаем как с одним из ее важных альтернативных рынков».

Однако, по словам Хитахунова, лидеры Центральной Азии не менее заинтересованы в обсуждении вопросов торговли, инвестиций и совместных проектов с западными игроками, такими как Европейский союз.

Другие крупные экономики направили в регион высокопоставленных чиновников после российского вторжения в Украину.

Государственный секретарь США Энтони Блинкен посетил Казахстан и Узбекистан в начале этого года, а председатель Европейского совета Чарльз Мишель побывал в этих странах в октябре 2022 года.

Но многие считают, что Китай был более активным в развитии связей и влияния в регионе, где он впервые запустил свою масштабную инициативу «Один пояс, один путь» почти 10 лет назад.

Фокус безопасности
Двухдневный саммит в Сиане также, вероятно, станет толчком для расширения сотрудничества в сфере безопасности со стороны Китая.

Пекин испытывает давние опасения по поводу беспорядков в Центральной Азии, которые подпитывают потенциальную воинственность в его северо-западном регионе Синьцзян.

Китайские официальные лица в последние годы развязали кампанию против групп мусульманского меньшинства в Синьцзяне, которую, по мнению высшего управления ООН по правам человека, можно приравнять к «преступлениям против человечности» — во имя подавления предполагаемых угроз экстремизма и терроризма.

Когда дело доходит до отношений с Центральной Азией, «на самом деле Китай движет безопасностью и стабильностью», — сказала Дженнифер Брик Муртазашвили, региональный эксперт и директор Центра управления и рынков Питтсбургского университета в США, указывая на особенно в связи с его опасениями по поводу того, что нестабильность в Афганистане может распространиться на Китай.

Ранее Россия играла ключевую роль в обеспечении безопасности в Центральной Азии в рамках регионального сотрудничества. Она добавила, что теперь Пекин может быть обеспокоен тем, насколько сильную роль может сыграть «отвлеченная Россия».

Наблюдатели говорят, что Пекин, возможно, не заинтересован в том, чтобы взять на себя более широкую роль России в региональной безопасности, или приветствовать ее, но китайские официальные лица подчеркнули расширение сотрудничества в таких областях, как противодействие «терроризму, сепаратизму и экстремизму» и усиление координации в отношении Афганистана, который граничит с несколькими странами. государств Центральной Азии.

Страны Центральной Азии также стали свидетелями народных протестов и беспорядков в последние годы и подавили их. По словам Муртазашвили, их лидеры могут быть заинтересованы в доступе к технологиям наблюдения, которые Пекин использует для наблюдения за своей общественностью.

Война на Украине
Продолжающаяся война на Украине и предполагаемая поддержка России Китаем также будут нависать над собранием.

В последнее время Пекин активизировал усилия, чтобы отклонить критику за то, что он не помог положить конец войне, и в то же время оказывает дипломатическую и экономическую поддержку России.

На этой неделе Пекин направил своего спецпредставителя по евразийским делам Ли Хуэя в поездку по Украине, России и ряду европейских стран для содействия мирным переговорам.

Он также попытался изобразить США и их союзников как разжигающих конфликт своей поддержкой Украины, что повторяет собственную позицию Кремля.

Саммит — «хорошая возможность для Китая (попытаться) заручиться поддержкой этих стран в подходе Китая к посредничеству в войне между Россией и Украиной», — сказал Ли Минцзян, доцент кафедры международных отношений в Наньянском технологическом университете Сингапура.

«Их поддержка инициативы Китая была бы весьма значительной», — считает Ли на фоне стремления Китая расширить свое международное влияние.

Как и Китай, лидеры Центральной Азии, как правило, избегали осуждения России на таких форумах, как ООН, например, воздерживаясь при принятии основных резолюций Генеральной Ассамблеи, призывающих к выводу российских войск.

Но в регионе есть опасения по поводу того, что она станет следующей целью российской агрессии, говорят аналитики, учитывая, что Украина также является бывшим советским государством и часть ее территории была аннексирована войсками Москвы.

Лидеры Центральной Азии могут согласиться на предоставление Китаю более широкого экономического доступа, проникновения в виде физической инфраструктуры или технической поддержки в области безопасности.

Но они могут не решиться поддержать какие-либо конкретные китайские предложения по конфликту в Украине, помимо общих призывов к миру или целенаправленных комментариев о его побочных эффектах, говорят аналитики.

«Что произойдет, если эти страны (поддерживающие Китай в качестве миротворца на Украине) без благословения Запада отдадут свой «козырь», — сказал региональный эксперт Муртазашвили.

«Запад (является) важной третьей стороной, которую они могут использовать против Китая и России небольшими способами… Я не думаю, что они хотят, чтобы их считали… поддерживающими линию Китая в этом вопросе».

Источник : Си-Эн-Эн

Переводить

Темы

Избранное